среда, 29 января 2014 г.

Тимоти Феррис. Как работать по 4 часа в неделю


Тимоти Феррис. Как работать по 4 часа в неделю... и при этом не торчать в офисе "от звонка до звонка", жить где угодно и богатеть

Темы: личная эффективность, предпринимательство

Прочитал книгу-бестселлер Тимоти Ферриса «Как работать по 4 часа в неделю … и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть». Книгу с таким кричащим названием сам по себе я бы никогда не купил, но благодаря советам знакомых и хорошим отзывам в сети, все же решился ее прочитать. И не пожалел.





Главная мысль автора заключается в следующем. Большинство успешных людей работают по 12 часов в день, не уделяют времени родным и близким, гробят свое здоровье. Но в чем смысл? В том, чтобы на пенсии ощутить вкус жизни? А ощутит ли в полной мере вкус жизни человек, который привык всегда бежать и работать на износ? В противоположность такому стилю жизни Тимоти ставит стиль жизни загадочных новых богатых (НБ) – людей, которые вышли из крысиных бегов (см. Р. Кийосаки «Богатый папа. Бедный папа»), научились работать по 4 часа в неделю, а долгожданную пенсию использовать на протяжении всей жизни, постоянно путешествуя, занимаясь тем, что приносит им удовольствие.

Но возможно ли это?


Для достижения заветной цели Тимоти предлагает процесс, который он называет аббревиатурой ПЛАН:
1. Постановка задачи. Этот этап предполагает изменение мыслительных шаблонов и принятие нового мировосприятия.

По мнению Тима, большинство людей работают ради работы (РРР), что является страшной зависимостью. Люди не умеют правильно расходовать свое внимание и время, поэтому зачастую не достигают важных целей, потому что борются с незначительными проблемами. Также в условиях бесконечного потока информации, создаваемого Интернет, классическими СМИ, электронной почтой и телефоном, человек теряется, и обилие информации становится негативным фактором для работы и жизни в целом, а не позитивным, каким изначально задумывалось.


Классический подход к труду (менеджмент качества, научная организация труда и пр.) применимы к работнику физического труда. Для работника умственного труда в информационную эпоху данные парадигмы неприменимы, т.к. цели и производительность работника умственного труда плохо поддаются измерению. Данная проблема освещена в книге классика менеджмента Питера Друкера «Менеджмент. Вызовы XXI века.». Но до сих пор работа рассматривается с точки зрения устаревших позиций.


Тимоти считает, что необходимо изменить свои взгляды на:

  • Богатство. Богатым является не тот, у кого много денег, а тот, кто получает от жизни удовольствие, занимается любимым делом, и у которого всегда хватает времени на родных и близких (таких людей Тимоти как раз и называет новыми богатыми).

  • Продуктивность. В качестве критериев оценки продуктивности труда Тимоти предлагает использовать показатель важности достигнутой цели и показатель простоты способа ее достижения. Большинство людей работают усердно, но их работа не вписывается в эти показатели: либо они гонятся за не самыми важными целями, либо неправильно организуют свой труд.

  • Информацию. Избыток информации следует расценивать как зло и учится с этим обращаться.

  • И т.д.


2. Ликвидация. Правильное управление своим временем, вниманием и получаемой информацией.


Велосипед Тимоти не изобретает, а предлагает опираться на два классических принципа:

  • Закон Парето или «80 на 20», который говорит о том, что 20 процентов наших усилий приносит 80 процентов результата. Поэтому автор предлагает изучить, какая деятельность вносит максимальный вклад в результат, и сосредоточить свои усилия как раз на тех золотых 20 процентах, а 80-тью нерезультативными процентами либо не заниматься вообще, либо заниматься по минимуму.

  • Закон Паркинсона: поставить максимально близкий дедлайн для действительно важной задачи, чтобы был стимул не отвлекаться на менее важные задачи и решать основную задачу максимально простым и эффективным путем.

В день надо ставить себе максимум 2 важные задачи, которые желательно выполнять до обеда. (если ставить больше задач, то ни одна из них не будет доведена до конца) На важные задачи должен выделяться продолжительный промежуток времени (от 2-х часов), во время которого не будет отвлекающих факторов, чтобы внимание не рассеивалось. 


В конце книги Тимоти делает обоснованный вывод, что главное – не управление временем, а управление собственным вниманием. С чем я полностью согласен.


Также автор говорит, что большинство разговоров по телефону и совещаний не несут большого смысла, поэтому целесообразно переводить совещания в телефонный разговор, телефонный разговор в переписку по электронной почте. Причем до совещания и телефонного разговора всегда необходимо знать предмет обсуждения, чтобы общение было максимально продуктивно. С коммуникации надо максимально «срезать жир» и приучать собеседников к общению по существу. Электронную почту необходимо проверять не ежеминутно, а несколько (максимум 3 раза) в день, чтобы не рассеивалось внимание, направленное на самые важные задачи.


Информацию автор рассматривает в качестве скорее деструктивного, чем конструктивного фактора. Поэтому Тимоти предлагает сесть на информационную диету: не читать газет, не смотреть телевизор (т.к. о важных событиях вам в любом случае кто-то расскажет, и это будет поводом для разговора в свободное время). К прочтению книг Тимоти также советует подходить очень осторожно, чтобы не забивать голову неструктурированными или в корне неверными знаниями.


Критерием, по которому можно отобрать информацию, является то, что информация должна являться важной для вашей жизни и конкретной. Похожие принципы для отбора информации приводит Карл Ричардс в своей книге «Психология инвестиций».


      3. Автоматизация. На данном этапе Феррис предлагает переложить всю рутину на виртуальных помощников и дает советы по организации малого предприятия, которое будет работать при минимальном участии предпринимателя.


Для максимизации прибыли и свободного времени Тимоти предлагает использовать т.н. «геоарбитраж». Девиз того, что автор называет красивым словом «геоарбитраж», заключается в следующим: «Получай зарплату в долларах, живи на песо, плати рупиями». Сам Феррис живет большую часть времени в Аргентине, а в своем бизнесе активно использует труд индусов. 


Принципы, данные в этом разделе, можно использовать не только для эксплуатации индусов, но и для организации работы в классическом предприятии. Для того, чтобы оценить, заслуживает ли работник получаемых денег, необходимо оценить, сколько времени у вас отнимает то, чтобы поставить задачу, разъяснить и, при необходимости, адаптировать результаты труда работника, а затем прибавить к расходам на работника стоимость часа вашего рабочего времени, помноженную на ваше использованное время. Если работник просит небольшой гонорар, но при этом отнимает слишком много вашего времени, то суммарно расходы, связанные с ним, больше, чем с более квалифицированным работником с большей зарплатой.



Тимоти советует создавать предприятия, которые дают максимальный доход при минимальном суммарном участии предпринимателя. Такие предприятия автор называет музами. Тимоти утверждает, что сфера услуг требует большей квалификации и отнимает больше времени и сил у предпринимателя. Поэтому начинающему бизнесмену автор советует сосредоточиться на производстве товаров. Причем наибольшую прибыль, согласно Феррису, приносят информационные товары.

Советы при выборе товара:

  • Необходимо самому входить в группу потенциальных потребителей товара, чтобы не планировать выпуск товара с изначально нулевым спросом.
  • Рыночная ниша товара должна быть узкой, т.к. там вы не встретите сильных конкурентов.
  • Сначала необходимо протестировать спрос, и только потом начинать производство. Зачастую такие методы являются незаконными. Необходимо ориентироваться преимущественно на те товары, производство которых занимает мало времени и которые можно оперативно произвести при удачном тесте спроса.
  • Необходимо выбирать только такие маркетинговые инструменты, эффективность которых можно непосредственно отследить.
  • И т.д.

      4. Начало новой жизни. В данном разделе Тимоти дает советы, как перейти на удаленную работу, как планировать мини-отставки и как использовать полученное свободное время.




Приведу заметки, которые я делал по мере прочтения книги:


Книга Тима Ферриса не дает структурных, систематизированных знаний. Скорее это просто сборник советов на тему персональной эффективности, стиля жизни и предпринимательства, которые помогли самому автору.


Любопытно, что автор дает дерзкие советы по маркетингу и не скрывает, что использовал предлагаемые техники при выпуске этой книги: прочитать бестселлеры, сделать выжимку, проверить спрос при помощи рекламы по принципу PPC (pay-per-click).


Не согласен с отзывами, в которых говорится о том, что Тим – ребенок богатых родителей и поэтому его стиль жизни и советы не могут быть полезны для среднестатистического человека. Возможно, его советы более применимы для американских реалий, но коммерческий успех его двух книг явно доказывает, что в чем-чем, а в маркетинге Тимоти поднаторел :)


Да и в качестве богатства Тимоти рассматривает в первую очередь не материальные блага, а простое человеческое счастье: заниматься приятным делом, путешествовать, осуществлять мечты и проводить больше времени с родными и близкими. В главе, посвященной путешествиям, автор не скрывает, что получает скидки в берлинском метро по студенческому и берет самые дешевые авиабилеты.


Также категорически не согласен с теми, кто называет Ферриса «Анти-Кови». В его жизненных позициях нет ничего аморального. Дауншифтинг для него не основа для лени и безудержного гедонизма, а основа для поиска своего призвания и улучшения мира внутреннего и внешнего. Тимоти не призывает менять только внешность (этика личности по Кови), но менять коренные принципы своей жизни (то, что Кови называет этика характера).


Книга наполнена драйвом и жизнерадостностью. Поэтому для читателя, который ищет мотивирующую литературу, это, безусловно, находка.


Отдельного внимания заслуживают замечательные цитаты, которыми обильно сдобрено повествование. Насколько я понимаю, в их подборе не обошлось без автоматизации и геоарбитража, которые так любит автор :)


Опираясь на старый добрый закон Парето (80 на 20) автор рекомендует распространить его на клиентскую базу и на продукцию, чтобы, согласно его словам, «срезать жир». Безусловно, это правильно. Но прежде чем срезать жир, надо набрать достойную клиентскую баз и ассортимент продукции. Не стоит про это забывать.



Подводим итоги.


Книга производит, безусловно, положительно впечатление.


Моя оценка: 8/10.



Прикладываю майнд-карту книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий